новости   интересные ссылки
схема метро      
библиотека      
 
линии     факты     будущее     вагоны     история     строительство     эксплуатация
сокольническаязамоскворецкаяарбатско-покровскаяфилевскаякольцеваякалужско-рижскаятаганско-краснопресненскаякалининскаясолнцевскаясерпуховско-тимирязевскаялюблинско-дмитровскаякаховскаябутовскаямонорельсмосковское центральное кольцонекрасовскаябольшая кольцеваякоммунарская
линии
строящиеся линии
бирюлёвская
рублёво-архангельская

Калужско-Рижская линия



Длина 37,904 км. 24 станции.

Конечные станции "Медведково" и "Новоясеневская".

Движение открыто на участках:

"Проспект Мира" - "ВДНХ" в 1958 ,
"Октябрьская" - "Новые Черемушки" в 1962,
"Новые Черемушки" - "Калужская" в 1964,
"Октябрьская" - "Китай Город" в 1970,
"Китай Город" - "Проспект Мира" в 1971,
"Калужская" - "Беляево" в 1974,
"ВДНХ" - "Медведково" в 1978,
"Беляево" - "Теплый Стан" в 1987,
"Тёплый Стан" - "Новоясеневская" в 1990.

Линия целиком проходит под землей. Участки "Медведково" - "Ботанический Сад" и "Ленинский Проспект" - "Новоясеневская" - мелкого заложения, участок "ВДНХ" - "Шаболовская" - глубокого заложения.

Станция «Новоясеневская» до 1 июня 2009 года носила название «Битцевский парк».

История

Строительство линии началось с Рижского радиуса, длинной 5,4 км от "Проспекта Мира" с четырьмя станциями - "Проспект Мира", "Рижская", "Алексеевская", "ВДНХ". Линия глубокого заложения проходит параллельно густозастроенному оживленному проспекту Мира. На Рижском радиусе уложен первый километр тоннеля из сборных железобетонных блоков без оклеечной гидроизоляции.

Были внесены изменения в конструкции станций: сокращен диаметр станционных тоннелей до 8,5 м, созданы элементы проемных перемычек, что способствовало повышению строительных темпов. Наземные вестибюли сооружены на основе повторно применяемых проектов с использованием сборных типовых конструкций служебных помещений. Вместо монолитных, применены сборные конструкции перекрытий наклонных ходов, а нижняя их часть использована в качестве вентиляционных каналов, что позволило отказаться от сооружения специальных стволов.

В октябре 1962 г. вступил в строй Калужский радиус от "Октябрьской" до "Новых Черемушек" протяженностью 8,9 км с пятью станциями: "Октябрьская", "Ленинский проспект", "Академическая", "Профсоюзная", "Новые Черемушки" и метродепо Калужское.

По проектам того времени предполагалось строительство новых участков только от станций Кольцевой линии, без соединения радиусов в диаметры через центр города. Лишь впоследствии это решение было признано ошибочным, и строительство центрального участка образовало Калужско-Рижскую линию.

Вводу новой линии предшествовало преодоление неблагоприятных инженерно-геологических условий. Особенно сложными были они на перегоне "Октябрьская" - "Ленинский проспект". Большая часть его сооружалась щитами под сжатым воздухом, остальная - с глубинным водопонижением. Давление сжатого воздуха в кессоне достигало 2,3 атм. С целью его снижения была впервые применена система разгружающих скважин. В результате четкой организации работ проходка тоннелей была успешно выполнена в непосредственной близости от многоэтажных домов.

"Октябрьская" - глубокого заложения пилонного типа, диаметр станционных тоннелей 8,5 м., применены усовершенствованные конструкции чугунной тюбинговой обделки. Станция "Ленинский Проспект" построена под путями Окружной железной дороги в условиях интенсивного движения поездов.

При сооружении Калужского радиуса был впервые применен так называемый "московский" метод, который заключается в строительстве станций в открытых котлованах, а перегонных тоннелей - без вскрытия поверхности земли, щитовой проходкой.

Применение этой технологии позволило резко сократить объемы выемки грунта и обратной засыпки, исключить перекладку не попадающих в сечение тоннелей подземных коммуникаций и пересадку зеленых насаждений вдоль трассы, уменьшить расход металла и снизить стоимость строительства. Перегонные тоннели пройдены, в основном, с обделкой из железобетонных тюбингов, а применение плоского лоткового блока устранило трудоемкие работы по очистке от грязи, переустройству временных откаточных путей и сократило объем укладки путевого бетона.

На Калужском радиусе впервые построены станции из сборного железобетона по типовому проекту: шаг колонн 4 м, ширина платформы - 10 м. Подобные станции, построенные в эпоху тотальной борьбы с "архитектурными излишествами", получили название "сороконожек". Похожие как братья-близнецы, станции отличаются только цветом кафеля на путевых стенах и мрамором не колоннах. Кафельная плитка, причем далеко не самого высокого качества, от постоянных вибраций осыпается, оставляя на стенах совсем уж некрасивые "проплешины". Облицовку приходится постоянно подновлять, при этом цвет заменяемых плиток не всегда точно соответствовал окружающим. Периодически на таких станциях заменялось все покрытие целиком. В 2004 году завершена реконструкция станции "Академическая". Кафельная облицовка на путевых стенах заменяется алюминиевым профилем, цвет которого повторяет цвет плитки. Полоса в нижней части, выложенная ранее черной плиткой, заменена черным гранитом.

В апреле 1964 г. Калужская линия продлена на 1,4 км от станции "Новые Черемушки" до станции "Калужская", расположенной в здании электродепо.

При строительстве центрального связующего участка в 1970 г., впервые на Московском метрополитене сооружен комплекс совмещенных колонных станций глубокого заложения - "Площадь Ногина" ("Китай-город"). Двухплатформенная четырехпутная сдвоенная конструкция возведена одновременно с двумя участками Калужского и Таганского радиусов. Первый - от "Октябрьской" до "Китай-города" с промежуточной станцией "Новокузнецкая" ("Третьяковская"), длиной 4,2 км, второй - от станции "Таганская" длиной 2,1 км.

Разработанная в "Метрогипротрансе" усовершенствованная конструкция колонной станции глубокого заложения, рекомендованная для сооружения "Китай-города", позволяет одновременно с монтажом обделки боковых тоннелей устанавливать и включать в работу колонны. Это обеспечивало равномерное распределение нагрузки при передаче ее с разомкнутых колец и предотвращало их деформацию. Такой конструкционный тип колонной станции получил название "Московской колонной".

При сооружении двух совмещенных в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка. Работы велись в шести параллельных тоннелях на трех горизонтах - основании, платформе, специальных тележках и инвентарных лесах.

В конце 1971 г. был открыт связующий участок от станции "Китай-город" до "Проспекта Мира" длиной 3,2 км со станциями "Тургеневская" и "Колхозная" ("Сухаревская").

Конструктивно обе станции представляют собой трехсводчатые пилонные станции из тюбинговых колец диаметром 8,5 м. Трасса прокладывалась на значительной глубине в сложных инженерно-геологических условиях. Водозащитный зонт на станции "Тургеневская" собран целиком на уровне платформы и установлен в свод с монтажной тележки. Весь производственный процесс при этом вместо трех месяцев занял полторы недели.

В 1964 - 1974 годах конечная станция Калужского радиуса находилась в здании Калужского метродепо. Современная станция "Калужская" открыта в 1974 году.

В 1978 году линия была продлена от станции "ВДНХ" в Медведково. На участке мелкого заложения сооружены промежуточные станции "Ботанический Сад", "Свиблово", и "Бабушкинская". Линия пересекает Яузу по закрытому мосту, представляющему собой поднятый над водой участок тоннеля.

Станция "Шаболовская" была предусмотрена проектом Калужского радиуса, но из-за сложностей с сооружением наклонного хода, строительство было заморожено. Станция закончена и открыта для пассажиров лишь 5 ноября 1980 года.

При продлении Калининской линии до станции "Третьяковская-II" в 1986 году сооружен второй в Московском метрополитене совмещенный двухстанционный комплекс. Поезда обоих линий, следующие в одном направлении, прибывают к одной общей платформе каждой станции, что облегчает пересадку.

В 1987 г. сдан в эксплуатацию участок от станции "Беляево" до "Теплого Стана" со станциями "Коньково" и "Теплый Стан" длиной 3 км. Второй участок - от "Теплого Стана" до "Битцевского Парка" протяженностью 4 км., с промежуточной станцией "Ясенево", вступил в строй в 1990 г.

При строительстве станции "Ясенево", из-за особенности грунтов, терявших при вскрытии свои прочностные свойства, ее конструкцию пришлось поднять на несколько метров и изменить расположение линии в профиле.

Станция "Новоясеневская" размещена у опушки одноименного лесопарка, рядом с памятником архитектуры - усадьбой "Ясенево". При компоновке комплекса станционных сооружений и оборотных тупиков необходимо было обеспечить сохранность окружающей среды, вписаться в рельеф местности с большими перепадами высот, предусмотреть связь вестибюлей с существующими и проектируемыми городскими проездами. Станция возведена на уклоне 0,005 с подъемом к тупикам. Участки, попадающие под лесной массив, строились методом продавливания.

Дальнейшее развитие.

В настоящее время развитие линии не планируется. Одно время предполагалось продлить линию на север от станции "Медведково" в Челобитьево и Мытищи со строительством еще одного электродепо, но из-за разногласий с правительством Московской области и мэром г. Мытищи, проект больше не рассматривается.  


Использована информация с сайта "Метрострой"

 

Подвижной состав.

Линия обслуживаются восьмивагонными поездами типа 81-717/714

вагон 81-717



Депо
"Калужское" введено в 1962 году.
"Свиблово" введено в 1978 году.

 

Станции

Медведково
Бабушкинская
Свиблово
Ботанический сад
ВДНХ
Алексеевская
Рижская
Проспект Мира
Сухаревская
Тургеневская
Китай-Город
Третьяковская
Октябрьская
Шаболовская
Ленинский проспект
Академическая
Профсоюзная
Новые Черемушки
Калужская
Беляево
Коньково
Теплый Стан
Ясенево
Новоясеневская

 

интересный факт
На станции "Ленинский Проспект" есть неиспользуемый выход в центре зала. Этот выход предназначался для перехода на станцию Московской окружной железной дороги, где предполагалось организовать движение пассажирских электропоездов.
Сейчас опять намечается открыть пассажирское сообщение по окружной железной дороге. При сооружении Гагаринского тоннеля на путях МК МЖД построена пассажирская платформа, соединенная с неиспользуемым выходом.



Последнее обновление 20.01.2021 Copyrigt©1997-2021 nashemetro.ru (metro.molot.ru)
Идея, текст и дизайн (если не оговорено другое) nashemetro.ru
Буду рад ответить на ваши вопросы: mailto:vlad.svd@gmail.com
Информация о сайте. Хостинг и техподержка — проект «Наш транспорт».